Проект по тотальной маркировке стартовал еще весной 2018 года и с тех пор набирает обороты. К 2024 году планируется промаркировать вообще все потребительские товары. Однако споры о целесообразности нововведения и недовольство предпринимателей не утихают. Попробуем разобраться – почему.
Мы уже писали о маркировке туалетной воды и духов, которая стала обязательной с 1 октября текущего года. Также оказались «закодированными» все меховые, табачные изделия, обувь и лекарства. На очереди – текстильные изделия (одежда, постельное белье, полотенца и т. д.), фототовары, молочная продукция, слабоалкогольные напитки, пиво, питьевая вода… И так далее, пока не останется «неохваченных».
Официально весь проект был затеян с целью убрать с рынка «серые» товары – контрафакт и фальсификат. Цель благородная и полезная, но, как всегда, не без подводных камней.

- Предотвращение появления уже упомянутых выше некачественных подделок известных брендов и контрафактной продукции на рынке.
- Усиление контроля за товарооборотом отечественной и импортной продукции.
- Прозрачность рынка.
- Повышение прибыли продавцов за счет сокращения теневого бизнеса (самый спорный пункт).
- Увеличение налоговых поступлений в казну.
- Производители получат возможность оперативно узнавать всю информацию и статистику о перемещениях продукта и его популярности среди покупателей.
- Потребители, в свою очередь, смогут не беспокоиться о качестве и безопасности покупок: достаточно просканировать товар специальным приложением – и вся информация появится на экране.
- Представители среднего и малого бизнеса в один голос заявляют, что их это нововведение доведет до полного разорения.
- Рост цен.
Итак, подробнее о минусах
Отслеживание продукции производится через систему «Честный знак», причём на всех этапах – от конвейера до конечного потребителя. На каждую единицу товара наносится матричный шрихкод, который несёт в себе информацию о производителе, дате и сроке производства и реализации, месте поставки.
Однако позаботиться о технике, которая будет «штамповать» всю продукцию, должны не только фабрики и заводы, но и реализаторы/магазины. Ведь шрихкод может быть повреждён при перевозке, продавцом – при неправильном хранении товара, покупателем – при открытии упаковки… И тогда QR-код потребуется в обязательном порядке заменить, иначе продажу произвести не удастся.
Хуже всего придётся частным производителям. Система «Честный Знак» не бесплатная (хотя именно так и заявляется) – пока продолжается пробный период, но позже будут установлены действующие тарифы, о размерах которых толком ничего не известно.
Хотите получить доступ к системе маркировки? Заплатите членский взнос в Ассоциацию автоматической идентификации (в данный момент – 3000 р. ежегодно). Кроме того, за каждую сгенерированную этикетку в «Честном знаке» также придется выложить копеечку (до 60 коп. за 1 шт.). Вроде мелочь, но с миру по нитке – и набегает приличная сумма.
Представьте себя на месте производителя, скажем, женской одежды. Вот вы выпустили в свет 10 000 юбок – и на каждую единицу товара следует наклеить шритхкод. Можете примерно посчитать, во сколько это обойдётся единоразово.
Уже столкнувшиеся с «Честным знаком» предприниматели говорят, что заказывать наклейки в типографиях – себе дороже: бывает много брака и нечитаемых по каким-то причинам штрихкодов, так что лучше организовать собственную мини-типографию. Поэтому, чтобы напечатать этикетку (причём лучше сразу на клеевой основе), надо купить специальный принтер (недешевое удовольствие), резак, устройство считывания…
По факту же, помимо аппаратуры и расходников, необходимо обзавестись минимум одной-двумя штатными единицами с хорошим окладом. А чтобы отбивать все затраты, придётся поднимать цены на продукцию.
Собственно, крупные заводы уже примерно подсчитали, что маркировка каждого товара с помощью штрихкода будет стоить им несколько миллиардов рублей в год. А владельцы торговых точек раскошелятся где-то на 60 000 р. в год.
Импортёров ждёт свой квест – попробуй заставь Китай или Корею наносить коды по российским правилам. И где гарантия, что на границе не обнаружится, что половина кодов не читается?
Выводы, на самом деле, неутешительные: малый и средний бизнес в очередной раз получает удар под дых. На рынке после всех нововведений выживут только сильнейшие, ну и, естественно, крупные производители да монополисты (поговаривают, что именно ради этого всё и затевается). А потребителей ждёт повышение цен на 10-15 %.