Причины кризиса
1. Заторы на российско-китайских границах.
Мы уже не раз писали об ужасающих условиях, в которые попали наши российские транспортные компании (а вместе с ними – и все их клиенты) еще в начале весны прошлого года. Китайцы резко сократили пропускную способность всех таможенных пунктов, из-за чего километровые очереди из фур стали чуть ли не обыденностью. Ситуация не разрешилась до сих пор. Не помогли ни переговоры, ни забастовки, ни ответные меры (поскольку китайцы начали требовать свежие справки об отсутствии ковида с водителей при въезде на территорию страны, а потом и вовсе стали отправлять шоферов «на родину» сразу же после того, как те отцепят прицепы с товарами, российские пограничники тоже ограничили количество машин, проходящих через границу, вдвое).
2. Глобальная нехватка контейнеров.
Отказавшись от покупки американских товаров, но удвоив поставки продукции собственного производства в Северную Америку, Китай неожиданно лишился большинства своих контейнеров, которые застряли на месте доставки. Порожняк отправлять обратно никто из перевозчиков за свой счет, естественно, не захотел. Так что к концу декабря начался острый дефицит грузовых контейнеров. Тут возникает вопрос, кто мешает самим китайцам вернуть их обратно. Скорее всего, это спланированная акция, о которой вы узнаете из третьего пункта.
3. Накрутка ставок на фрахт.
Описанные выше проблемы и пришедшие новогодние праздники (самое «бойкое» время для торговли товарами из Китая) оказались на руку морским перевозчикам, которые поняли, что могут выставлять торговым компаниям буквально любые условия. Что, собственно, и произошло: если до случившегося кризиса стоимость перевозки сорокафутового контейнера из Шанхая во Владивосток была около 850 долларов, то сейчас цена составляет почти 5000 $ и продолжает расти. Но даже за эти деньги отправить товар не так-то просто: из-за нехватки контейнеров ни о какой срочности речь уже не идет, а очередь на морскую перевозку расписана на пару месяцев вперед.
Логисты и экономисты поговаривают о сговоре китайских морских перевозчиков. Весь от всего этого кризиса Китай только выиграл. Если сначала пандемия, из-за которой нарушились все договоренности о торговле, серьезно ударила по экономике Поднебесной, то теперь некоторые последствия вируса приносят стране крупные барыши.
Кто пострадает?
Как обычно, средний и малый бизнес, а также мы, потребители. Цены на продукцию китайского производства просто не могут не вырасти. У крупных торговых сетей есть обязательства, которые они обязаны выполнить, так что им придется везти товары по морским путям. В общем-то грузопоток всегда шел по воде: авто-, авиа- и железнодорожные перевозки – слишком дорогое удовольствие, даже в нынешних обстоятельствах. Хотя ж/д сейчас и старается составить конкуренцию как минимум автомобилям.
В общем, логика ясна: чем больше поставщики затратят своих денег, тем дороже будут стоить китайские товары, появившиеся в наших магазинах. Что касается предпринимателей средней руки, то многие из них уже на время приостановили свою деятельность, поскольку не могут выдерживать конкуренцию с монополистами.
Что будет дорожать в первую очередь
В основном товары, крупногабаритные товары, занимающие много места при перевозке. Электроника и техника (особенно мелкого калибра) подорожает тоже, но не так сильно. Хотя под шумок никто не мешает продавцам электротоваров сделать накрутку побольше, ведь еще ни один предприниматель не отказывался по собственной воле от дополнительной прибыли.
Что делать тем, кто больше не может платить за фрахт?
Как правило, это те, кто возил небольшие партии товаров. Им остается или продолжать осваивать сухопутную и воздушную логистику, или подождать, пока морские линии снизят цены (рано или поздно им все равно придется это сделать, чтобы не остаться без клиентуры).