Край хинкали, дешёвого и вкусного вина, добродушных людей и фантастического гостеприимства – так описывают Грузию не только российские, но и европейские туристы.
Несмотря на то, что Грузия до сих пор считает Россию ответственной за пятидневную войну 2008 года и обвиняет в оккупации своих территорий, наша страна на сегодняшний день является основным рынком сбыта для грузинских товаров (в основном вина и минеральной воды). За десять с лишним лет экспорт из Грузии в РФ вырос почти в 13 раз. По официальным данным таможни, товарооборот двух стран с января 2017-го по июль 2018-го составил 1 млрд 900 миллионов долларов.
И тем не менее отношения между Россией и Грузией снова поставлены под угрозу.
Всё было относительно мирно вплоть до 20 июня 2019 года. Приезжие открывали рестораны и бары, налаживали поставки вина и чачи, создавали успешные туристические агентства и просто тихо работали на удаленке программистами, фотографами и сммщиками.
Однако 20 июня российский депутат Сергей Гаврилов, заняв кресло главы парламента Грузии, на русском языке открыл заседание Межпарламентской ассамблеи православия. Это вызвало возмущение оппозиции и массовые протесты жителей Тбилиси. По их мнению, «нынешние грузинские власти тайно сдают Грузию России».
За этим последовали резкие высказывания грузинского телеведущего Георгии Габунии в адрес Владимира Путина, а 8 июля указом Путина было запрещено авиасообщение Россия-Грузия российскими авиакомпаниями.
Чем грозит эмбарго родине хванчкары, в принципе, понятно. Только за 2018 год российские граждане приобрели в Грузии более 17 тысяч объектов недвижимости, а количество туристов за тот же год превысило 1,4 миллиона человек (из всего потока в 4,8 миллиона). Пусть это всего лишь часть общего турпотока, но она весьма весома.
При условии, что русские туристы массово отказываются в этом году отдыхать в солнечной стране, отток гостей существенно ударит по грузинской экономике.
Однако конфликт между политиками неприятно отозвался и на российском бизнесе. Между Грузией и Евросоюзом заключено соглашение о беспошлинной торговле. Благодаря этому соглашению и лояльному отношению правительства Грузии к открытию бизнеса иностранными гражданами, многие российские предприниматели открывали в Тбилиси фирмы и успешно торговали с Европой, обходя экономические санкции.
Что с этими фирмами будет теперь, пока еще не ясно, однако сложности начнутся почти наверняка. Кроме того, нижняя палата российского парламента рекомендовала правительству рассмотреть введение экономических санкций (очередных!) в отношении Грузии.
9 июля 2019 года Владимир Путин призвал не вводить эмбарго «из уважения к грузинскому народу», но спикер нижней палаты Вячеслав Володин заявил, что позиция Госдумы остается неизменной. Политики предлагают ввести запрет на поставки вина и минеральной воды, а также ограничить денежные переводы из России в Грузию (а это, на минуточку, около 500 млн долларов в год).
Были времена, когда пограничники в тбилисском аэропорту дарили туристам по бутылке сухого красного, наши соотечественники регулярно навещали в отпуске самую яркую часть бывшего Советского Союза, а бизнесмены обеих стран беспрепятственно торговали. Теперь же сложно предугадать, чем закончится очередной конфликт. Можно только с уверенностью сказать, что в первую очередь, как и в любом политическом противостоянии, пострадают предприниматели.