Согласно решению коллегии Евразийской экономической комиссии № 51 от 10.04.2018 г., с 1 июля 2019 года стало обязательным предварительное информирование таможенников о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом.
Решение должно было вступить в силу ещё в октябре 2018 года, но наладить электронный документооборот за несколько месяцев не удалось. Впрочем, не удалось этого сделать и за год, как утверждают предприниматели, ввозящие грузы в РФ водным транспортом. Но обо всём по порядку.
Для чего необходимо предварительное информирование (ПИ) при перевозке водным транспортом?
- Сокращение времени прохождения грузом таможни.
- Расширенную ПИ может подавать любой участник процесса: экспедитор, таможенный представитель или получатель груза. Для этого необходимо лишь иметь интернет с программным обеспечением FillBill, «Альта-Софт» и т. д. или личный кабинет участника ВЭ, а также электронную подпись.
- Теоретически внедрение ПИ должно повышать эффективность работы таможенного контроля в морских портах России.
На практике выявилось несколько минусов введение ПИ:
- Обязательный объём ПИ в личном кабинете не соответствует расширенному.
- Невозможно подать ПИ от нескольких участников ВЭД в отношении одной партии товара.
- В первые же дни введения решения о ПИ стало известно о многочисленных недоработках в Личном кабинет ФТС. По состоянию на конец июля 2019 года, в сервисе неактивна кнопка выгрузки документа в PDF, невозможно внести уникальный идентификационный номер (УИН) предварительной информации от перевозчика и пр.
Ситуацию прокомментировал начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий службы организации таможенного контроля СЗТУ Станислав Шкленский: «Необходимо обеспечить обновление всех существующих программ участников ВЭД, таможенных постов. Будет новая версия альбомов форматов, интерфейсы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД».
Что ж, будем ждать.