Подарки приносит, может, и Дед Мороз, а вот к нему они попадают с помощью отлаженной работы логистов, которые заранее учли все нюансы и подготовились к зимнему «чёсу». Например, рассчитали вероятную загрузку складов и транспортных средств в условиях повешенного объёма поставок, спрогнозировали число продаж на основе текущей ситуации в мире и статистики за предыдущие годы, учли специфические факторы – погоду, пробки на дорогах и увеличенное количество выходных дней, в том числе и в государственных учреждениях.
Потребительский спрос на товары в предновогодний период (то есть начиная аж с ноября) подскакивает в несколько раз. И даже пандемия не сможет изменить стремление людей закупиться подарками и продуктами перед Новым годом и долгими каникулами.
Логисты и продавцы проводят декабрь в «мыле», потому что объём товарооборота возрастает в среднем в 3–5 раз. А это значит, что как логистическим, так и торговым компаниям необходимо либо нанимать новых сотрудников (от простых работников склада до бухгалтеров, водителей и курьеров) и занимать дополнительные складские помещения, либо оставить мечты хорошенько подзаработать.
Первый вариант, безусловно, разумный, хотя и рисковый. Ведь новые работники нужны на короткий период, нанимать их приходится быстро и без тщательных проверок, натаскивать их тоже некогда и некому. Вот откуда столько скандалов с клиентами перед Новым годом, сорванных сроков и сделок, сбоев на разных этапах доставки… Но без рабочего риска не будет и прибыли: помните о том, что ровно в новогоднюю полночь продажи превратятся в тыкву, то есть сдуются в лучшем случае до предпраздничных объёмов, а следующий пик (но уже не такой интенсивный) торговли начнется только в феврале-марте, при приближении российских гендерных праздников.
1. Логистам: согласовывать с клиентами декабрьские и январские объёмы, причем устанавливая жесткий лимит на каждого, чтобы не было сюрпризов а-ля «мы думали, что нам нужно будет вот столько места на складе, но потребовалось в три раза больше».
Продавцам: учиться прогнозировать и анализировать! Вам это нужно, чтобы не потерять репутацию, когда окажется, что покупательский спрос превысил сделанное вами предложение. В противном случае вы будете вынуждены отказываться от выгодных сделок, потому что не просчитали всё заранее и товар закончился «на самом интересном месте». Клиент, не получив желаемое, уйдёт к вашим более предприимчивым конкурентам.
2. Готовить кадровый резерв заранее. Умные компании начинают делать это еще летом! От пункта 1, кстати, непосредственно зависит, сколько (и каких именно) сотрудников вам может понадобиться.
И логистам, и компаниям-продавцам потребуются в первую очередь сотрудники, оперативно обрабатывающие заказы, работники складов, занимающиеся погрузкой/разгрузкой/сборкой, бухгалтеры/кассиры, водители и курьеры.
3. Заранее, исходя из ваших прогнозов, озаботьтесь поисками дополнительных складских помещений.
Логистам: учтите, что, помимо праздничной атрибутики и продуктов, увеличивается поток грузов, которые вообще не имеют никакого отношения к Новому году. Это связано с тем, что в конце года все подчищают хвосты, закрывают контракты и отдают долги, отгружая товары, которые по каким-то причинам задержали.
Продавцам: если вы не выполнили пункт 1 или затянули с анализом объёмов и прогнозами, может оказаться, что вам придётся срочно делать дозаказ ходовой продукции, а хранить ее будет просто негде. Всегда хорошо на этот случай иметь запасной вариант.
4. И кстати о запасных вариантах. Всегда может что-то пойти не так (и наверняка пойдёт, даже не сомневайтесь), поэтому нужно постараться учесть все возможные вариации эпик фейлов. Например, договоритесь с постоянными работниками, что в критической ситуации они на личных автомобилях выйдут на маршруты или временно станут сотрудниками колл-центра (главное при этом – не скупиться на премии!).
Или временно скооперируйтесь с конкурентами, договорившись о подстраховке в случаях перебоев с поставками или нехватки товара. Крупные фирмы вряд ли согласятся на подобную коллаборацию, слишком высоки ставки, но, к примеру, небольшие компании на периферии частенько поддерживают друг друга таким образом. В общем, неважно, какой вы придумаете план В, главное, чтобы он имелся в принципе!
Будьте хорошими Дедами Морозами! С Наступающим!