Когда-то маркировка Made in China всерьёз считалась знаком низкого качества. До сих пор некоторые представители старшего поколения отказываются покупать китайскую бытовую технику, объясняя это тем, что она быстро выйдет из строя и вообще «это подделка». Но мы-то знаем, что на китайских заводах производится львиная доля европейских товаров от знаменитых брендов, пусть об этом и не всегда упоминается прямо. Apple, Microsoft, Adidas, Nike и прочие именитые компании нашли в лице Китая основного производителя своих изделий. И даже если вы вдруг наткнётесь на аналог (подделкой это назвать сложно) «гаджета последнего поколения», от оригинала отличить его будет довольно сложно.
В общем, Китай, производя всё, что только можно, от носков до чёрных металлов, уже давно вышел на мировую арену. А в ноябре этого года экономисты и политики вслух начали говорить о том, что Поднебесная вот-вот навсегда вытеснит США из Тихоокеанской экономической зоны.
Почему власть США оказалась под угрозой?

15 ноября Китай и ещё 14 стран Азиатско-Тихоокеанского региона заключили уникальное по своей сути соглашение о всестороннем региональном экономическом партнерстве (то есть создали зону свободной торговли, со сниженными таможенными барьерами), которое затрагивает треть населения всей планеты (2,2 млрд потребителей), а значит, и треть мировой экономики (около 30 триллионов долларов!).
Немало шума это событие вызвало потому, что в 2016 году США уже готовило аналогичное Соглашение, к которому Китай не собирались подпускать и близко. Однако президент Трамп, увлекшись сомнительными политическими интригами, прекратил сотрудничество с транстихоокеанским сообществом, тем самым освободив свято место, которое, как известно, пусто не бывает. Чем и не преминул воспользоваться Китай. И теперь уже он не допускает Америку до лакомого кусочка.
Интересно, что экономический союз с Китаем заключили Австралия и Япония, несмотря на то что они всегда и во всем поддерживали США. Что это – бунт на корабле? Или дальновидное решение, которое позволит, наконец, вытеснить Америку с лидерских позиций? Ведь уже сейчас ясно, что Вашингтон потерял свою значимость, уступив Пекину.
Нет никаких сомнений, что в ближайшие годы именно Китай поможет создать новый тип экономики и будет диктовать свои правила (чего, кстати, в свое время опасался Барак Обама).
А что Россия?
Оставим пока в покое мировой передел власти и попробуем посмотреть на ситуацию с позиции «А как это отразится на России?». Доступ к образовавшемуся партнерству страна, как и следовало ожидать, не получила, однако она и не была особо в нем заинтересована. Гораздо важнее для России – открывшаяся возможность в обход США устанавливать новые связи со странами, так ловко избавившимися от американского ига. К примеру, уже подписано соглашение о зонах свободной торговли с Сингапуром и Вьетнамом.
Что касается отношений с Китаем, то за время пандемии 2020 года они только окрепли: торговля между странами принесла 100 млрд долларов, а на прошедшем в начале ноября саммите «Шанхайской организации сотрудничества» Россия и Поднебесная обсудили перспективу объединения транспортных сетей, по сути, продолжив развитие «Нового шёлкового пути» (призванного соединить Европу и Азию). Пока же вполне успешно работает железнодорожная составляющая этого проекта: так, объемы ж/д перевозок по маршруту «Китай — Европа — Китай» с января по ноябрь выросли на 16%. Кроме того, именно по железной дороге переправляются медицинские грузы: сначала они «текли» в сторону Китая, а после стабилизации обстановки – из Китая на Запад.
Что везти из Китая в Россию?
Бизнес на продукции, сделанной в Китае, – самый популярный в нашей стране род коммерческой деятельности. Показатели импорта из Китая в Россию несколько снизились в первом квартале, но уже в середине года набрали (и даже перегнали) прежние обороты. Поднебесная – основной поставщик электрического оборудования, звукозаписывающей и телевизионной аппаратуры, механических устройств и, конечно же, одежды и обуви.
Что везти в данный момент – чаще всего подсказывают торговые площадки. Достаточно лишь тщательно проводить мониторинг рынка и подстраиваться под условия. Самый удачный бизнес делает тот, кто в числе первых видит перспективу тех или иных товаров, может предсказать повышение спроса на них и воспринимает надпись Made in China как знак качества.