Грузовые перевозки – бизнес прибыльный не только для логистов, но и для преступников. Ежеквартально по всему миру «теряются» грузы на миллионы долларов. Чтобы не попасть впросак и на деньги, нужно тщательно выбирать фирмы, которые обещают доставить товар в целости и сохранности. Потому что одними обещаниями сыт не будешь, а преступных схем с каждым годом становится всё больше и больше.
Чаще всего от рук мошенников страдают автоперевозчики. Надо сказать, что в связи с пандемией был небольшой период затишья из-за ограничений передвижения, но криминогенная обстановка обостряется снова. В основном похищают медицинские маски, продукты питания, кондитерские изделия, металл – всё, что имеет хорошую цену и пользуется спросом. В Европе привыкли соблюдать правила и действовать по строгим стандартам. Поэтому стоимость услуг грузоперевозок там дороже, а кражи происходят реже. В нашей же стране многие с самого начала ищут возможность обойти закон, чтобы сэкономить и сократить издержки на логистику, за что и расплачиваются в последствии рублём и нервами. В РФ до сих пор не все грузовые машины оснащены системами слежения, на удаленных от населенных пунктов трассах нет постов ГАИ, более того, в России полно глухих участков, где телефон не поймает сеть, даже если влезть на кабину автомобиля и подпрыгнуть. Не нужно быть фокусником, чтобы заставить исчезнуть груз из фуры, проезжающей через «слепую зону».
Самый популярный способ хищения в Европе – это «гоп-стоп». Машину тормозят в тёмное время суток и угоняют вместе с грузом. В нашей стране подобное, как ни странно, редкость. В основном используются мошеннические схемы: например, груз вместо заказчика забирает подставное лицо, подделав документы. А ещё чаще в хищениях оказываются замешаны сами недобросовестные водители (а точнее, мошенники, которые выдают себя за дальнобойщиков). Например, ждёт заказчик свой груз, а его нет и нет. Дозванивается до водителя, а тот заявляет, что уже давным-давно всё привёз и отгрузил, только на «другой» склад. Мол: «Ну вы же сами мне позвонили и перенесли место выгрузки. По крайней мере, голос был очень похож на ваш». Или бывает, что организация-экспедитор не имеет достаточно собственных транспортных средств и нанимает водителя и машину на грузовой бирже (где, по сути, кто угодно может повесить свою заявку). Заключаются договоры по поддельным документам, товар грузят в фуру, и та уезжает… в неизвестном направлении. Или вот ещё популярная схема: регистрируется фирма-однодневка и начинает работать по ценам ниже, чем у конкурентов. Причем добросовестно: грузы доставляет, налоги платит. Так продолжается примерно с полгода. Фирма за это время собирает базу клиентов, создаёт приличную репутацию, а где-нибудь под новый год, когда возрастает спрос на грузоперевозки, собирает побольше заказов, берет оплату и пропадает навсегда.
Подобные преступления раскрываются редко, в большинстве случаев придётся распрощаться и с грузом, и с деньгами, и с надеждой на справедливость. На железной дороге кражи тоже, увы, случаются, хотя схемы мошенничества в данном случае более изощрённые. Ведь поезд просто так не тормознёшь и не угонишь, да и охрана здесь не в пример лучше. Как правило, хищения происходят по сговору с работниками составов или товарных станций. Хотя бывали случаи, когда под покровом ночи злоумышленники разрезали стенки вагонов и даже крыши, чтобы добыть товар.
Лучше всего защищены грузы, доставляемые по морю или воздуху. В аэропортах и морских портах каждый квадратный метр нашпигован камерами, повсюду охрана, поэтому если что-то и воруют, то по-крупному – целыми контейнерами, и тоже не обходится без преступного сговора. Как свести риски к минимуму? Обращаться в фирмы, которые существуют уже не один год, со своим штатом опытных экспедиторов, водителей (работающих по нескольку лет) и парком машин, оснащённых системами слежения. Фирмами, которые имеют собственные склады в разных уголках мира и сопровождают каждый груз от момента погрузки до разгрузки. В общем, не пытайтесь сэкономить, помните известную поговорку про скупого и двойную плату.