В России автоматизация процессов в сфере транспортной логистики происходит, по сравнению с другими странами, довольно медленно. Однако ситуация с пандемией может послужить драйвером цифровой трансформации
В России уже давно начался перевод различных процессов в сфере транспортной логистики в онлайн-режим и на цифровые платформы, но до недавнего времени он происходил довольно медленно. В противовес нашей стране вся Европа практически полностью перешла на автоматизацию рутинных операций, без участия человека и использования бумажного документооборота, что значительно ускорило процесс доставки груза из точки А в точку В, не говоря уже о его перевозке через границы, растоможке и оформлении. Казалось бы, ситуация с пандемией может только откатить уже достигнутый (и пока довольно скудный) в России результат автоматизации и цифровизации. Однако аналитики считают, что возникшие обстоятельства, напротив, послужат драйвером трансформации транспортной логистики.
Переход в цифровую реальность теперь не только выгоден, но и жизненно необходим, а значит, пора переходить и от рассуждению о планах к их практической реализации. Первое, что следует сделать – это внедрить электронный документооборот во все сферы, касающиеся доставки грузов. Уже сейчас в некоторых городах России проходит эксперимент: при пассажирских и грузовых автомобильных перевозках используются электронные транспортные накладные и путевые листы. Новый опыт получают Москва и Московская область, Калужская и Рязанская области, Татарстан и Краснодарский край. Дата окончания эксперимента – 30 октября 2020-го года. Именно тогда и станет понятно, внедрять ли нововведения по всей стране (и нет сомнений в том, что будет дан положительный ответ).
Прямо сейчас Министерство транспорта разрабатывает сервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов»: с его помощью уже в 2021-м году перевозчики смогут оформлять в электронном виде все нужные документы.
Кроме того, в конце этого года ожидается запуск специальной информационной системы, благодаря которой владельцы крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств получат возможность в электронном виде оформлять разрешения на передвижение. В личном кабинете можно будет регистрировать транспортные средства, составлять и отправлять на согласование список маршрутов, сохранять все выданные ранее разрешения, а также оплачивать пошлину и штрафы. При этом в сервисе сразу будет видно, на каком этапе находится согласование каждой заявки.
Еще одна технология, которая может в ближайшее время получить быстрое развитие – использование дронов. Их уже применяют в некоторых компаниях для ускорения работы складов. Беспилотники могут проводить инвентаризацию быстрее в 50 раз, чем кладовщик, причём в любое время – то есть даже в нерабочие часы.
Кроме того, поскольку бесконтактное сотрудничество сейчас задаёт тон всем сферам бизнеса, онлайн-ритейлеры уже ищут альтернативные способы курьерской доставки – от тех же дронов до увеличения количества постаматов.
Что касается таможни, то в связи с необходимостью минимизации контактов с лицами, пересекающими границу, осуществляется ускоренный переход на авторегистрацию электронных транзитных деклараций (ЭТД) и автоматический выпуск транзитных товаров. Отказ от бумажных технологий только на руку грузоперевозчикам: работа с электронными системами позволит существенно сократить сроки совершения таможенных операций.
Конечно, до окончательного перехода на цифровые системы нам далеко, но, возможно, кризисная ситуация действительно подстегнёт российский технологический процесс.