По официальной версии, правила нацелены на то, чтобы улучшить условия труда водителей-международников, хотя никто не делает секрета из того факта, что принятые изменения продвигались прежде всего перевозчиками стран Западной Европы – с целью снижения конкуренции со стороны транспортников из восточного региона.
Дело в том, что во многих странах Восточной Европы не было строгих ограничений для водителей: им позволялось спать в кабине фуры, там же принимать пищу, ехать столько часов, сколько можно выдержать без сна – лишь бы поскорее доставить груз. Естественно, услуги «восточников» стоили дешевле по сравнению с услугами транспортных компаний той же Франции, чьи дальнобойщики останавливались на отдых в гостиницах или столовались исключительно в местах общепита (а это дополнительные расходы, которые, естественно, закладывались в цену перевозки).
Но теперь на территории ЕС все равны. И вот какие правила придётся соблюдать:1. Отдых длительностью более 45 часов водитель должен проводить вне кабины – в помещениях, где есть спальное место и санузел (пол шофёра при этом учитывается, то есть мужчины и женщины будут отдыхать раздельно, что актуально, ведь в Германии, например, за руль всё чаще садятся дамы). Оплачивать сей «банкет» будет работодатель.
2. Сокращённый еженедельный отдых в кабине по-прежнему разрешён – можно взять 2 укороченных еженедельных отдыха подряд раз в 4 недели. Но при условии, что их будет не больше двух во время каждого четырехнедельного периода.
3. После четырех недель работы водитель обязан вернуться на базу, а затем отправиться на неделю в мини-отпуск.
4. Кроме того, в ЕС уже начали оборудовать так называемые «безопасные парковки» – это стоянки, прошедшие сертификацию, защищённые от проникновения посторонних, оснащённые хорошим освещением, санузлами и кафетериями.
5. Дальнобойщики теперь будут регистрироваться как командированные работники при условии длительного нахождения за границей. А это значит, что их заработная плата подтянется до уровня зарплаты той страны, куда они въезжают. Исключения составляют водители-транзитники и те, кто совершают двусторонние перевозки (то есть домой отправляются с новым грузом).
6. Евросоюз начнёт бороться с каботажем, который расцвёл в последние десятилетия. Ранее компании из местностей с низким уровнем жизни нередко занимались перевозками в более богатых странах (водители фактически жили и работали внутри чужой страны, не выезжая за ее пределы, хотя официально были трудоустроены на родине). Такие фирмы, конечно, не платили налоги по ставкам государства, где в основном «делали деньги», и демпинговали цены, по сути, отнимая хлеб у местных. Теперь этот номер не пройдёт: водитель может совершить не более трех операций за 7 дней внутри «неродной» страны, после чего должен отправиться домой (по месту регистрации своей компании), где он обязан пробыть не меньше 4 дней.
7. Каждый грузовик и автомобиль массой от 2,5 до 3,5 тонн до конца 2023 года необходимо оснастить «умным» тахографом – с установленной системой спутниковой навигации, которая будет регистрировать пересечение автомобилем границ.
8. Ещё одно нововведение дальнобойщики оценили – это введение дополнительного часа вождения от места погрузки/разгрузки до стоянки. При этом необходимо будет заполнить распечатку с тахографа.
Обратите внимание, что условия работы водителей из России, Украины и Беларуси на территории ЕС по-прежнему регулируются Европейским соглашением. Таким образом, новые правила изменят условия работы иностранных дальнобойщиков и будут действовать только внутри Евросоюза.