В 2014 году Amazon впервые начал использовать роботов на своих складах, и логисты всерьёз заговорили о полной автоматизации труда
Логистика будущего: как роботы покоряют складскую логистику
|
Заказать услугу
|
15 июня 2020
В 2014 году Amazon впервые начал использовать роботов на своих складах, и логисты всерьёз заговорили о полной автоматизации труда и использовании искусственного интеллекта, который в будущем возьмёт на себя все рутинные функции: погрузку и разгрузку, внесение данных в общую базу, инвентаризацию, перемещение товаров по складу и так далее.
С тех пор роботизированные механизмы и дроны появились не только на складах, но и на воде, дорогах и в воздухе. Особенно много их стало с началом пандемии. Например, в Китае беспилотники доставляли продукты, дезинфицировали улицы, занимались патрулированием, преследовали нарушителей.
Логистика – та отрасль, где использование роботов наиболее оправдано за счет предсказуемости их передвижения на ограниченном пространстве. Коронавирус вовсю подогревает интерес к автоматизации, которая позволит продолжать работу даже в отсутствие людей, снизив операционные расходы и оптимизировав логистические издержки.
Однако в России автоматизация проходит медленнее, чем в других странах. Отчасти потому, что в нашей стране считается, будто труд одного рабочего обходится намного дешевле, чем покупка техники (с очень долгим сроком окупаемости) и затраты на ее эксплуатацию. Мол, человека можно нагрузить ещё и множеством дополнительных задач, при этом не повышая оплату, тогда как робот сможет выполнять только то, на что его запрограммировали.
Кроме того, в России законодательство для того же беспилотного транспорта находится в зачаточном состоянии, хотя первых дронов начали тестировать задолго до карантина.
Тем не менее на российских складах роботы уже появились: так, на заводах Toyota и Nissan по территории разъезжают роботизированные тележки. А многие крупные экспортёры и импортёры используют «умную систему мониторинга» транспортировки грузов: ставят специальные датчики на сами грузы или транспортные средства, которые передают информацию о передвижении и перемещении. Благодаря этим данным ускоряется процесс распределения товаров, возникает меньше ошибок, поставки происходят бесперебойно, решается проблема «очередей».
Разработчики и поставщики роботизированной техники уже сейчас готовы предложить операторам, имеющим разветвлённую сеть складов, так называемую услугу полного цикла: предоставить автоматическую систему расчёта маршрутов поставок грузов и слежения за ними в реальном времени, «сортировщиков» для распределения уже прибывших товаров и развозки их по складам, дронов, которые смогут делать инвентаризацию любых товаров по штрихкодам или QR-кодам, и так далее. Идея «умных складов» уже перестаёт быть фантастикой.
Собственно, больше всего надежд возлагается на беспилотники и бесконтактную, быструю доставку грузов. Проблема «последнего километра» (доставка от конечного склада до самого потребителя) всё ещё остаётся актуальной и обходится компаниям дороже всех остальных этапов доставки. Курьеры – большая статья расходов для компаний, да и не так мобильны, как хотелось бы. Но с помощью дронов можно было бы легко решить эту проблему: их можно отправить даже туда, где нет развитой инфраструктуры.
Всё пока упирается в упомянутое выше законодательство. К примеру, российская сеть пиццерий уже предпринимала попытку доставить свой продукт до потребителя в Сыктывкаре, но нарвалась на штраф в 50 000 руб. за незаконную грузоперевозку.
А вот «Газпром нефть» давно и успешно использует дроны на собственной территории, доставляя с их помощью грузы на месторождения – в те области, куда весной и осенью просто невозможно добраться по земле. Компания отмечает, что это намного дешевле, чем пилотируемый вертолёт. На очереди – использование беспилотных грузовиков. Испытания с ними уже прошли этой весной в Арктике.
Больше всего беспокойства вызывает логичный вопрос: не останутся ли люди без работы, если уже сейчас ведутся разговоры о полной замене роботами специалистов в таких профессиях как пожарные, полицейские, патрульные, промышленные альпинисты, не говоря уже о курьерах, работниках складов и магазинов. Скорее всего, так и будет, хотя тот же Amazon со времени роботизации не уволил ни одного сотрудника: механические помощники всё ещё нуждаются в том, чтобы ими управляли, а также намного ускоряют и упрощают процесс работы, но вовсе не заменяют людей.
Фотогалерея
- Комментарии
Загрузка комментариев...