Мир стремительно движется вперёд, и изменения затрагивают все сферы нашей жизни. Современная логистика – один из ярчайших примеров изменений.
Времена, когда посылки доставляли почтовые улитки, ой, то есть, простите, Почта России, почти миновали. Сейчас мы можем получать товары из интернет-магазинов в постаматах через пару дней после нажатия кнопки «Купить», заказывать посылки из дальнего зарубежья, минуя многочисленных перекупщиков, и отслеживать покупки по треку, зайдя в интернет с любого смартфона. И уже можно понять, насколько изменятся способы доставки и складской логистики уже в ближайшие несколько лет.
Дроны
Идея, лежащая на поверхности, о которой впервые заговорили в 2013 году. Уже в 2016-м крупнейший в мире
интернет-магазин Amazon ввел доставку товаров дронами. К 2019 году ежегодный мировой грузооборот, доставляемый беспилотниками, принёс компаниям более 14 триллионов евро. Кстати, в России доставку денег дронами уже опробовал Сбербанк.
И, хотя дроны не могут поднять более 5 килограмм веса, требуют подзарядки и развивают скорость всего до 35-40 км/ч, количество компаний, пользующихся ими для доставки товаров, постоянно растет. Например, в Китае даже можно заказать пиццу с доставкой беспилотником (хотели бы такое попробовать, кстати?).
Дирижабли
Конечно, это не те гиганты, окутанные романтическим ореолом, из начала 20 века, а современные безопасные устройства. В 2017 году Amazon запатентовал проект «Воздухоплавательных центров исполнения заказов» (AFC, airbornefulfillmentcenter). По документам дирижабли, заполненные достаточным количеством наиболее востребованных товаров, будут прилетать к местам, где, согласно прогнозам Amazon, ожидается повышенный спрос.
На месте товар будет автоматически отгружаться дронами. Инженеры компании собираются создать общее программное обеспечение для дирижаблей и беспилотников, которое будет отслеживать не только заказы, но и силу ветра и погодные условия.
Роботы
Сама идея роботизации складских помещений далеко не нова, но до сих пор на большинстве складов мира трудятся люди. Хотя китайская компания Shentong (STO) Express уже полностью заменила работников склада роботами.
Впрочем, и тут «Амазон» впереди всей планеты. Компания использует на складах роботов Kiva, что позволило сократить операционные расходы каждого склада на 20% и повысить эффективность работы в 5 раз. Сейчас в США занято в логистике более 80 тысяч роботов.
Приложения для смартфонов
Это своеобразный Uber для курьеров. Когда требуется доставка небольших грузов по городу, каждый желающий, следующий по похожему маршруту, может взять доставку из пункта А в пункт Б – пешком, на общественном транспорте или автомобиле.
3D-печать
Джон Маннерс-Белл из американской транспортной компании Transport Intelligence уверен: распространение 3D-печати пошатнёт рынок логистики в Соединенных Штатах и в мире. Печатать в цехах детали для автомобилей и компоненты двигателей уже стало намного выгоднее, чем доставлять их из стран зарубежья. А в Китае на масштабных принтерах уже вовсю печатают дома – с несущими стенами, коммуникациями и крышей.
Производство может взять заказ на любое количество товара – от розницы до крупного опта, – начать изготовление только после оплаты и дать оптимальную цену для заказчика за счёт удешевления стоимости доставки.
Конечно, Россия пока сильно отстаёт от США и Китая. Связано это с внушительными инвестициями в проекты: использовать живых, а не роботизированных работников намного дешевле. Дроны и дирижабли в нашей стране имеются, но пока в штучном варианте. Компьютеризация тоже всё ещё остаётся на зачаточном уровне, несмотря на многочисленные попытки заместить бумажную документацию электронной. Впрочем, первые шаги к будущему, которое ещё недавно считалась фантастическим, а теперь стало реальным, уже сделаны.