Пресловутый коронавирус сильно ударил по логистике. И речь идёт не только о транспортных компаниях, но и обо всех предприятиях, чей бизнес зависел от регулярных поставок (особенно заграничных). Однако выход есть всегда, да и не один. Ведь несмотря на то, что границы закрыты для людей, они по-прежнему открыты для грузоперевозок.
Проблема: спрос на некоторые товары упал.
Те, кто раньше зарабатывал на хлеб с маслом, поставляя в Россию и продавая, к примеру, цветы, товары для праздников и активного отдыха, одежду, обувь, аксессуары и т. д., теперь буквально терпят бедствие, а скоро могут и совсем затонуть.
Решение: перепрофилироваться.
Не все отрасли страдают одинаково. Многие поставщики-продавцы уже переключились на товары первой необходимости: продукты, детские товары, фармакологию, санитарно-гигиенические изделия, средства индивидуальной защиты. Кстати, продуктовый ритейл почти не пострадал от коронавируса: все розничные магазины работают, торговля идёт в прежнем режиме.
Конечно, перепрофилироваться сложно: придётся не только искать своё место в узких нишах, которые и так уже битком набиты конкурентами, но и договариваться о сотрудничестве с другими партнёрами, налаживать с ними связи (важно не только купить и привезти товар, но и продать его кому-то), заново продумывать всю логистику. Однако шанс направить свой бизнес в новое русло есть.
Проблема: собственный транспортный парк простаивает.
Некоторые компании ещё до кризиса обзавелись личным транспортом для перевозки собственной продукции. Например, лёгкими грузовиками, на которых так удобно было развозить небольшие партии товаров по области или ближайшим городам. Теперь же из-за закрытия (или приостановки) многих производств транспорт вынужденно простаивает.
Решение: заняться доставкой чужих товаров.
Дальновидные предприниматели, чей бизнес временно встал на запасной путь, не спешат объявлять себя банкротами. Пока неизвестно, по какому пути будет развиваться экономика после окончания коронавирусного безумия. А вариант дождаться будущего, не разорившись при этом, существует – использовать весь имеющийся арсенал средств.
Так как многие продавцы ушли в торговлю онлайн, спрос на местные грузоперевозки вырос. И будет продолжать расти, пока существует пандемия. Поэтому пока одни торгуют, другие помогают развозить заказы.
То же касается не только собственного транспорта, но и свободных площадей для хранения товаров.
Проблема: приостановлены поставки из Европы.
Не секрет, что многие производители работают на зарубежном сырье и комплектующих. Например, выпускаемые в России автомобили отечественных марок в лучшем случае процентов на 70 состоят из российских деталей.
Поскольку теперь точных дат поставок из-за рубежа никто не может назвать (обычно озвучивают «плюс-минус 2-3 недели»), многие производства вынуждены простаивать или работать с большой задержкой.
Решение: обращаться к крупным транспортным компаниям.
И не столько потому, что они привезут быстрее. Гораздо важнее – что они смогут назвать более конкретные сроки.
Дело в том, что объёмы перевозок в целом сильно сократились, и теперь транспортники, чтобы снизить издержки, чаще работают по системе «сборных грузов».
Что это означает: мало какой клиент захочет платить по полному тарифу, заполнив своим товаром машину лишь на четверть или наполовину. Поэтому приходится ждать нескольких клиентов, чью продукцию необходимо отправить по одному и тому же маршруту. Пока не «насобирается» полная машина, водитель не тронется с места. А когда это произойдет – предсказать в нынешней ситуации трудно.
Крупные транспортные компании довольно легко решают такие проблемы, благодаря огромной базе заказчиков, о которых известно всё: по каким маршрутам отправляются товары, как часто, в каком объёме, в какие сроки. И всё, что нужно сделать – связаться с ними, затем объединить их, забрать товары, загрузить машины и отправить в путь. Когда известны все вводные данные, эффект неожиданности практически исключён. А значит, даже с учётом форсмажоров на границах, сроки доставки будут намного более конкретными.
В общем, единственный шанс пережить эпидемию и не вылететь из бизнеса – следовать поговорке «Хочешь жить – умей вертеться». Как предсказывают экономисты, на рынке останутся самые изобретательные.