Настоящим квестом может стать транспортировка груза, который не вмещается полностью в обычный грузовой автомобиль. К таким перевозкам применяются более жёсткие требования, а правила поведения на дороге существенно отличаются от обычных ПДД.
Прежде всего, давайте разберёмся, какой именно груз считается негабаритным (или oversize load). По ГОСТу это груз, который не помещается в стандартное транспортное средство:
- шириной – более 2,55 м;
- длиной – более 20 м;
- высотой – более 4 м от поверхности дорожного покрытия;
- весом – более 20 тонн.
Если хотя бы одна из характеристик превышается, знайте: ваш груз негабаритный.
В официальных документах такие грузы носят наименование «крупногабаритных и/или тяжеловесных». Негабаритными же их называют логисты и транспортники для простоты обозначения. Это могут быть строительные материалы или техника (балки, подъёмные краны), сельхозтехника (тракторы, комбайны), катера, яхты и так далее.
Поскольку за границу большинство грузов отправляют на еврофурах (длина равна 13,6 метрам, ширина – 2,45, высота – 2,65, максимальная грузоподъёмность – 20 тонн), то на практике грузоперевозчики к негабаритным грузам автоматически относят те, что в такие фуры не помещаются. Выход: разобрать груз на части (если это возможно) или выбрать перевозку бортовым прицепом или автотралом.
Для того чтобы транспортировать негабаритный груз за рубеж, вам понадобятся:
- Специальное международное разрешение (выдаётся ФКУ «Росдормониторинг»). Оно разовое и действует только на текущую поездку.
- Межрегиональное разрешение для перевозок по России (выдаётся уполномоченными органами, по чьей территории пролегает маршрут; имейте в виду: если путь пролегает по частной дороге, потребуется разрешение её владельца). Список управлений дорожного хозяйства РФ можно найти на сайте Росавтодора. Кроме того, вам необходимо разрешение от каждого владельца объекта, мешающего перевозке. Речь о мостах, тоннелях, железнодорожных магистралях и так далее.
Срок действия разрешения ограничивается одной поездкой (или временным промежутком, если поездок будет несколько по одному и тому же маршруту). Документ представляет собой карточку, которую крепят внизу справа на ветровом стекле. - Из всего вышеописанного понятно, что продумать маршрут нужно с особой тщательностью. Впрочем, этим занимаются компании-грузоперевозчики (как и получением разрешений), которые отлично знают, какой путь следования выбрать.
Маршрут должен быть согласован при оформлении разрешения. Процедура может занять как один день, так и один месяц – все зависит от того, правильно ли заполнены и поданы все документы, оплачены ли пошлины и т. д.
Правила передвижения
Для перемещения негабаритных грузов установлены пределы скорости: до 60 км/ч по дорогам, до 15 км/ч – по мостам. Помимо этого, необходимо строго следовать ПДД той страны, по чьей территории пролегает маршрут.
В некоторых случаях требуется конвойное сопровождение местных дорожно-патрульных работников или автомобильное прикрытие. Например, если транспорт хотя бы частично занимает встречную полосу или ширина основного транспортного средства 3,5-4 метра, а длина всей колонны – 24-30 м. Это услуга платная, перевозчик всегда включает ее в затраты.
Не забудьте и о наличии специального знака «Негабаритный груз». Ну и, конечно, требуется соблюдать ряд обязательных правил:
- Груз должен быть надёжно закреплён (фиксацию и расположение груза водитель обязан проверять регулярно на протяжении всего маршрута).
- Груз не может закрывать светоотражатели и световые приборы.
- Груз не должен ограничивать водителя в обзоре и усложнять управление транспортным средством.
- Груз не должен создавать шум, пыль, загрязнять дорогу и окружающую среду.
- Передняя часть груза должна быть оснащена белым фонарём, а задняя – красным.
Как можете убедиться, условий и нюансов для перевозки довольно много. Поэтому за услугами транспортировки негабаритных грузов внутри страны и за ее пределы лучше обращаться к логистической компании, которая занимается такой деятельностью постоянно, имеет свой транспортный парк и опытных водителей.