Внезапно нагрянувший в январе текущего года коронавирус перевернул привычные представления о бизнесе абсолютно во всех сферах. Мировая логистика чуть ли не первой почувствовала на себе перемены и стала стремительно изменяться, чтобы не погрузиться в хаос и непреходящий кризис. И хотя трудно предсказать, что готовит нам год грядущий (ведь до победы над пандемией еще далеко), основные тенденции уже наметились.
Цифровизация
Даже странам, упорно не желающим отказываться от устаревших систем и подходов (это можно сказать и о России), пришлось пересмотреть свои позиции. Перевод сотрудников на удалёнку, отказ от наличных денег, внедрение цифровых технологий в бизнес и уход большинства компаний в онлайн-среду немало поспособствовали развитию IT-сектора.
Эксперименты с дронами и беспилотными транспортными средствами, переход на электронные накладные, создание национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак», внедрение ИИ в систему образования и здравоохранения – всё это говорит о том, что Россия уже вступила в эру цифровизации. Кстати, согласно недавнему докладу Президента РФ на международной конференции Artificial Intelligence Journey 2020, полную цифровую трансформацию Россия планирует провести в ближайшие 10 лет.
Блокчейн
Создание прозрачной системы между всеми участниками рынка – будущее логистики. Осенний эксперимент Минтранса по переходу на электронное оформление транспортных накладных и путевых листов – как раз из этой «оперы». Вся суть блокчейна – в автоматизации большинства процессов, онлайн-контроле в режиме реального времени за поставками, перевозками и оплатой, а главное – в защите от подделок и обмана благодаря хранению всех данных о сделках в единой глобальной системе.
Уход из логистики слабых игроков и демпинг цен
Одни фирмы уже закрылись, другие – скоро закроются. Таковы реальность и последствия пандемии. Рынок логистических услуг вынуждены были покинуть мелкие и средние игроки: убытки транспортного сектора огромны, складские помещения простаивают, грузооборот катастрофически упал по сравнению с предыдущим годом. Все надеялись, что ситуация выровняется с открытием границ, но как прежде – уже не будет. Эксперты пророчат мировой глобальный кризис в 2021 году (хотя, казалось бы, куда уж хуже), так что выживут лишь сильнейшие. При этом даже им придется заниматься банальным демпингом.
Развитие коллабораций
Нас точно ждет череда слияний и поглощений. Более крупные игроки нарастят долю рынка, выкупив обанкротившиеся предприятия. Средние – объединятся, чтобы выжить совместными усилиями. От этого, кстати сказать, клиенты только выиграют: за них будут бороться, для них станут разрабатывать уникальные комплексные предложения.
Увеличение спроса на сборные грузы
Собственно, это уже произошло. Партии доставляемых товаров уменьшились, поэтому возрос спрос на перевозку грузов от разных клиентов в одной машине или контейнере. Это позволяет заполнить транспортное средство на 100 %, удержать цены на прежнем уровне и организовать оперативную доставку сразу для нескольких заказчиков.
В этом случае мы также имеем дело с коллаборациями, но уже с клиентскими. Раньше транспортные компании сами рандомно «собирали» заказчиков вместе, объединяя грузы, едущие в одном направлении. А теперь многие предприниматели, чей бизнес построен на торговле импортом, скооперировались самостоятельно. Например, байеры, работающие с китайскими фабриками или Европой, часто объединяются, когда нужно отправить небольшие партии товара в Россию – так и выгоднее, и спокойнее, даже если вы конкуренты.
Переход с автотранспорта на железнодорожный
Карантин, строгие проверки, пробки на границах, заболевшие водители и, как следует, несоблюдение сроков доставки – новые реалии подтолкнули логистов переключиться на железнодорожный транспорт. А поскольку пассажирских перевозок стало меньше, освободилась ниша для дополнительных грузовых поставок.
Сейчас этот вид транспорта считается самым надежным и эффективным, особенно для тех, кому важна бесперебойная торговля с Китаем и странами ЕС. Вот уж кто выиграл от пандемии, так это железнодорожники.