Зима – тяжелый период для грузоперевозчиков. И не только потому, что дороги превращаются в полосу препятствий. Падение температуры сильно влияет на дизельное топливо, которое в основном и используется в перевозках.
Существует 4 вида дизельного топлива – зимний сорт, межсезонный сорт и летний сорт, плюс арктическое топливо (которое, по понятным причинам, мы обсуждать не будем). Летний сорт может выдерживать до пяти градусов мороза, не более: чуть ниже – и в топливе начинают образовываться кристаллы, которые препятствуют его прохождению через фильтр, а при десяти градусах и ниже горючее просто замерзает. Для межсезонного сорта «точка кристаллизации» находится на отметке в минус пятнадцать градусов, для зимнего – минус тридцать.
Установленного законом срока перехода компаний на соответствующий вид топлива со сменой сезона нет, поэтому некоторые грузоперевозчики полагаются на здравый смысл, некоторые – на желание сэкономить. Последний выбор может привести к опасной ситуации, когда подвергаться риску будет груз или даже жизнь водителя: в 2016 году в горах из-за морозов застряли 800 дальнобойщиков. В баках у них было летнее топливо, а температура упала ниже 15 градусов, и горючее у них замерзло.
Обычно крупные компании и грузоперевозчики ориентируются на погодные условия, в которых работают их машины, и стараются распределить топливо безопасно: с маршрутами в Центральной части России вполне допустимо использовать летнее топливо до середины осени, затем переходить на межсезонку.
Дополнительно подстраховываются, встраивая в кабины устройства для подогрева топлива. Но основным критерием выбора горючего является, конечно, его качество и свойства.
Проверить качество топлива можно на АЗС прямо перед заправкой, потребовав документы на дизельное топливо, которые работники АЗС обязаны предъявлять. В паспорте топлива указаны производитель и физико-химические показатели нефтепродукта. Ещё одним критерием выбора топлива может стать компания, владеющая заправкой, – обычно крупные сетевые АЗС стремятся поставлять максимально качественный продукт и не скупятся на лаборатории. Если же вашему бизнесу выгоднее заключить долгосрочный договор с топливным партнером, его продукцию необходимо проверить заранее. Некоторые крупные грузоперевозчики не останавливаются на чтении документов, а проверяют топливо сами. Также при выборе поставщика учитывается доступность, программа лояльности и т. д., а не только качество топлива.
Кроме того, важно изучить «географию» заправок поставщика, просчитать, как это согласуется с маршрутами вашей компании. Полезно знать, есть ли у поставщика система оповещения водителя о наличии нужного топлива на тех или иных заправках. Если география грузоперевозок расширяется, поставщики часто предлагают пользоваться услугами их партнеров – и их тоже необходимо изучить. Некоторые грузоперевозчики какое-то время тестируют топливо «в работе» – от месяца до полугода, прежде чем заключить окончательный контракт.
Словом, к выбору топлива и его поставщика нужно подходить максимально ответственно, так как на кону в итоге будет стоять сохранность груза, соответствие обязательствам по его доставке, а может, и здоровье водителей.