Пока трудно предсказать, что именно будет ждать транспортные компании после стабилизации ситуации, но определённые выводы мы можем сделать уже сейчас.
Логистические компании и те, чей бизнес связан с импортом и экспортом, (особенно китайским), задают себе вопрос: что теперь будет с рынком грузоперевозок? Ведь обстановка сейчас нервная: границы закрываются, поток транспортного сообщения обмелел, да и в целом – что возить, если закрылась и продолжает закрываться масса предприятий в Китае?
Железная дорога
На данный момент, железнодорожное грузовое сообщение с Китаем восстановлено. Роспотребнадзор уверяет, что вирус не может быть «перевезён» вместе с посылками и грузами в контейнерах или пакетах, поэтому и повода для беспокойства в данном случае нет. Более того, китайцы увеличили число поездов, курсирующих в Европу.
Впрочем, это не очень-то спасает ситуацию, если учесть, что многие предприятия до сих пор закрыты на карантин, а некоторые и вовсе прекратили производство навсегда.
При этом именно на железнодорожное сообщение (помимо автотранспортного) импортеры и экспортеры возлагают свои надежды.
Морские перевозки
В Китае, да и в других странах до недавних пор действовал карантин в отношении судов. Китайские команды не могли сойти на берег или покинуть порт. Но сейчас работа контейнерных терминалов в Китае постепенно приходит в норму: партии товаров постепенно начинают отгружаться.
И всё же логистические гиганты уже решили отправить часть судов на реконструкцию или изменили свои маршруты, чтобы суда попусту не простаивали. А линии, работающие на трейде Азия – Европа, отменили большинство рейсов.
Некоторые отгрузки с моря перевели на железнодорожный транспорт, чтобы не создавать дефицит продукции и перерывы в поставках.
Авиасообщение
По авиации кризис, вызванный пандемией, ударил больше всего. Предполагается, что некоторые авиакомпании обанкротятся на фоне ограничений.
Особенно пострадают крупные компании: ведь обслуживание инфраструктуры (ежемесячный лизинг за каждый самолёт, техобслуживание, содержание экипажей и прочих сотрудников) обходится им в огромную сумму денег. А если учесть, что турбизнес рухнет в этом году в любом случае, авиакомпаниям придется несладко – грузоперевозки всегда приносили мизерную прибыль по сравнению с пассажирскими.
Автотранспортные перевозки
Автосообщение пока почти не пострадало. Границы закрыты для перемещения людей, но на грузоперевозки этот запрет не распространяются. Тем не менее дальнобойщики все же столкнулись с проблемами: более 100 фур застряли на границах Италии и Словении, Венгрии и Грузии. Впрочем, «объездные» пути все же найти можно, но это увеличит стоимость грузоперевозок в разы.
В основном стоят машины со строительными материалами, электроникой и текстилем, но и эти грузы дойдут до отправителя.
В целом грузоперевозки, конечно, не прекратятся, но логистам придётся пересматривать маршруты, перераспределять потоки, искать новых поставщиков.
Что касается прогнозов на будущее, то хотя из Китая в Россию везли одежду, косметику, овощи, фрукты и морепродукты, логистический бизнес сможет переориентироваться, отыскав новых поставщиков из других стран (например, Марокко, Израиля, Турции).
Однако коронавирус уже принёс глобальной экономике огромные убытки в связи с уменьшением внешнеторгового оборота. А Россия ежедневно теряет более 1 млрд рублей.
Кроме того, отменены больше 400 логистических выставок, которые должны были состояться в этом году.
И пока единственный выход для транспортного сектора – строить другие маршруты, наблюдать за ситуацией и подстраиваться под нее.