Диджитализация – это трансформация бизнеса, при которой используются цифровые технологии для оптимизации бизнес-процессов, повышения производительности компании и улучшения качества взаимодействия с клиентами.
И, если какое-то время назад это направление было лишь одним из популярных способов развить свой бизнес, сейчас диджитализация является жизненной необходимостью для каждой компании, а через несколько лет без неё бизнес нельзя будет себе и представить.
Логистика – одна из областей бизнеса, которая наиболее нуждается в диждитализации. В основном потому, что, несмотря на кажущуюся простоту тех задач, которыми занимается логистика (перевоз груза из точки «А» в точку «Б»), на деле это крайне сложный, многоступенчатый процесс, который сильно зависит от скорости и точности передачи информации и работы с ней, причем на всех этапах, в близком и корректном взаимодействии со всеми участниками. Перед логистикой сейчас стоит множество задач: общение с клиентом, расчет стоимости и объема перевозок, анализ конкуренции, оформление документов, договора с подрядчиками и так далее.
Диджитализация перевозок осуществляется поэтапно и требует анализа компании перед тем, как начать. Компанию, участвующую в процессе перевозок, оценивают по нескольким критериям.- Область работы: она работает на российском или же мировом рынке.
- Компания занимается перевозками своих грузов или предоставляет эту услугу клиентам?
- Способ перевозки – авиа, ж\д, автомобильные и т. п.
- Использует ли компания свой транспорт, работает с подрядчиками, арендует и т. д.
Впоследствии для компании создается план диджитализации, в котором учитываются все последовательные ступени работы с грузом и каждая из них подвергается улучшению программными или техническими средствами.
Для начала анализируется первый этап работ – приемка планируемого груза. Информация о планируемом грузе должна быть не только вовремя доставлена, до и обработана быстро, без потери информации и с минимальными необходимыми затратами времени.
Системы для сбора, обработки и хранения информации
Раньше информация о параметрах груза, времени его прибытия и отбытия, его параметрах и т. д. хранилась и обрабатывалась раздельно, нередко в разных программах, зачастую на бумажных носителях, разными людьми. С введением систем класса CRM эти данные собираются и обрабатываются единым комплексом. CRM-система (сокращение от англ. Customer Relationship Management) – это система управления взаимоотношениями с клиентами. На рынке существует несколько бесплатных систем (HHubSpot, Freshsales, workbooks.com и другие), и некоторое количество платных, таких как Microsoft Dynamics CRM, Oracle, SAP, Salesforce.
Внутренние учетные системы и автоматизация процесса перевозки
Поступившую информацию необходимо не только рассортировать и хранить, ее нужно обработать и постоянно ею оперировать в зависимости от задач компании. В этом случае помогут такие программы, как 1C, Microsoft Dynamics Ax, SAP, Oracle. Плюсом этих программ является то, что они обладают так называемым «открытым кодом», то есть могут быть доработаны в зависимости от профиля и нужд компании. С помощью этих программ вы сможете рассчитать время и стоимость доставки, выбрать оптимальный маршрут и так далее.
Анализ и визуализация данных
Этот раздел подключается не в первую очередь, но существенно упрощает работу компании на последних этапах диджитализации. Он позволяет оперировать текущими данными (количество свободных транспортов, путь грузов и т. д.), готовить их в понятном и простом виде для передачи клиентам, демонстраций, презентаций. С этой задачей помогут справиться BI-системы (Business Intelligence), к примеру, такие платформы, как Qlik, Microsoft Power BI, SAP BI.
Комплексная настройка и диджитализация перевозок сегодня является неотъемлемой частью любого бизнеса, который имеет дело с логистикой. Рекомендуем не оставаться в стороне!