Эффективное использование электронной накладной для обмена информацией между различными участниками цепи поставок и разобраться с внедрением ЭТН
В проекте постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» говорится, что электронная транспортная накладная – это накладная, оформленная в цифровом виде. Предполагается, что если проект будет принят в ближайшее время, то эксперимент по внедрению новой системы начнется уже в этом году. До вступления в силу вышеобозначенного постановления единый регламент работы с этим нововведением отсутствует.
В документе обозначена самая простая трехчастная схема обмена электронными накладными «грузоотправитель – перевозчик − грузополучатель». Однако, там не описаны нормы обмена ЭТН с экспедиторами, не учтены многоплечевые перевозки, перегрузки на складах, кросс-докинг, схемы доставки со сменой водителя или транспортного средства и тому подобные нюансы. Поэтому даже после вступления в силу данного документа в текущей редакции останется много вопросов.
Насколько велик риск подделки подписи?
Эксперты пришли к выводу, что возможность фальсификации простой электронной подписи в электронной транспортной накладной даже выше чем у бумажной. Можно усомниться и в неизменности документа во время перевозки. Ведь такую подпись зачастую используют водители и работники складов при приеме и отгрузке товаров.
Проблему можно решить, если осуществить идентификацию водителей, подписав с ними соответствующее соглашение. В таком случае остальные участники документооборота смогут просто присоединиться к договору оферты об использовании простой электронной подписи на всех этапах перевозки.
Для участия в такой схеме обработки транспортных накладных на перевозчика ложатся обязанности предоставления электронных подписей лицам, которые курируют прием, перевозку и сдачу груза. В этом случае определение личности, подписавшей ЭТН происходит через единую базу идентификации и аутентификации.
Самым надежным решением будет воспользоваться усиленной Квалифицированной электронной подписью. Она обойдется практически в пять раз дороже, но сможет обеспечить высокую степень защиты груза. Такая подпись обладает двухуровневой системой верификации и выдается специализированным удостоверяющим центром.
Как быть с отказами и возвратами?
Надо признать, что в нынешней редакции проекта этот пункт прописан достаточно подробно.
Если происходит отказ в приеме товара, водителю необходимо отправить уведомление перевозчику через оператора системы ЭДО, с указанием даты, времени и причин отказа. После этого перевозчик, уведомляет грузоотправителя и запрашивает инструкции о переадресовке груза через оператора. В случае, если таковой не последовало в течении двух часов перевозчик вправе дать водителю указания о возврате товара.
Переадресовка места получения груза
Схема представленная в нынешней версии постановления избыточна, но в данный момент точно описать весь процесс переадресации грузов невозможно, уверяют представители Минэкономразвития.
Вероятно коррекция параметров электронной транспортной накладной будет выполняться не “отправкой уведомлений”, а авторизованным изменением титула, которое необходимо будет удостоверять квалифицированной электронной подписью.
Помимо этого в законопроекте не учтены ситуации, когда в договоре прописан запрет на переадресовку груза. Однако, в реальной жизни такие ситуации не редкость.
А как же Госавтоинспекция?
На данный момент сотрудникам ГИБДД необходимо предоставлять бумажную копию накладной, но если постановление все же будет принято в ближайшее время, то такая необходимость отпадет. Все документы будут отслеживаться службой в электронной базе транспортных накладных.
Нарушение коммерческой тайны и утечки информации
В проекте отмечено, что по соответствующему запросу оператор ЭТН обязан будет предоставить для информационно-аналитической системы доступ к накладным. Само собой эти документы могут содержать коммерческую тайну, или сведения не подлежащие огласке. Исходя из этого министерство экономического развития усомнилось в необходимости передачи таких сведений, так как они охраняются в РФ законом.
Какую именно информацию причислять к коммерческой тайне организация определяет самостоятельно, и указывает в договоре.
Однако, если в постановлении правительства все-таки будет обозначено, что компания обязана предоставить в органы информацию из накладных, по это требование необходимо будет выполнять, так как постановление имеет большую юридическую силу нежели договоренность компаний.
Как вариант можно рассмотреть шифровку данных, в таком случае третья сторона не сумеет получить доступ к сведениям.
Когда ЭТН заработает полноценно?
В полном объеме система сможет заработать только после формирования единого реестра электронных транспортных накладных и отлаживания роуминга между операторами ЭДО. Не последнюю роль в полномасштабном использовании системы играет и распространение цифровых подписей.
Предполагается, что для запланированного совершенствования процессов все документы, включая экспедиторские расписки, путевые листы с отметками о предрейсовых медицинских осмотрах и прочие, должны перейти в электронный формат, а это достаточно длительный процесс.