Как известно, ЕАЭС – (Евразийский экономический союз) создает системы маркировки товаров средствами идентификации. Напомним: для стран-участниц союза уже создана единая концепция, которая будет строиться в двух вариантах: унифицированного и комбинированного.
Цель нанесения маркировки ЕАС - сообщить потребителям о том, что ввозимая продукция прошла все процедуры соответствия, установленные техническим регламентом, и имеет в наличии сертификат качества. Список товаров, на которые наносится маркировка ЕАС, постоянно расширяется с утверждением новых требований технического регламента. Срок действия документов, подтверждающих маркировку ЕАС, зависит от групп товаров, но не превышает 5 лет. По истечении срока подтверждения маркировки производителям запрещается её использовать.
Единых обязательных требований в регламенте не указывается, так как на каждый вид продукции существуют свои требования.
Тем не менее, это не останавливает импортеров ввозить товары на территорию Евразийского экономического союза с отсутствием маркировки ЕАС или без сведений о продукции, обязательное указание которых прописано в техрегламенте, но с маркировкой. Ссылаются они при этом на то, что не все зарубежные производители согласны поставить маркировку на товары в угоду требованиям чужого законодательства.
Федеральная таможенная служба поставила условия таким образом, чтобы таможня могла отказывать импортерам во ввозе товара и возбуждать дела об административном нарушении. ФТС аргументирует такие жесткие меры тем, что законодательство и так предоставило достаточно времени (полтора года), в течение которого участники внешнеэкономической деятельности могли, перезаключить договора и обговорить с производителями условия, по наносимым сведениям, на товары и маркировку.
Сами же участники ВЭД считают, что ФТС заходят на территорию, вне их компетенции. Документация, предъявляемая в таможенные органы о соответствии товара, идентична сведениям, которые наносятся на сам товар или в документах на этот товар. Ещё один важный фактор, заключается в отсутствии таможенных органов полномочий на проведение каких-либо проверок соответствия товарной продукции. Они имеют право лишь проверить подлинность документации на товар и идентификационные признаки.
Несмотря на недовольство участников ВЭД, Верховный суд поддержал позицию таможни об отказе импорта товаров без проставленной маркировки ЕАС и информации о товаре на русском языке. Тем не менее, сторонние суды согласились, что нанесение маркировки ЕАС при выпуске товарной продукции не относится к компетенции таможенных органов.
В принятом решении Верховного суда говорится, что по условиям технического регламента, подтверждение соответствия производимого товара должно осуществляться до начала её импортирования. Поэтому сейчас повсеместно таможенные органы, установив отсутствие сведений о странах, в которых был произведен той или иной товар, обязательной информации, нанесенной на упаковку товара (сам товар, ярлык) и переведенной на русский язык, и отсутствие наличия единого знака ЕАС, задерживают товары на складах временного хранения и заводят на участника ВЭД дела об административном правонарушении Импортёрам не остается ничего, кроме как готовится к процедуре реэкспорта задержанной партии товара и решать вопрос с нанесением маркировки уже по ту сторону границы РФ.