В данной статье мы расскажем о возможных юридических путаницах, а также разберёмся - почему современная логистика опасных грузов является проблемой для грузоотправителей.
Если вы уже сталкивались с вопросом поставки химического груза за границу, то наверняка сталкивались с большинством проблем, которые возникают в ходе этого процесса. Но если вам предстоит познакомиться с таким видом перевозок или вам просто интересна логистика, то читайте далее. На сегодняшний день, транспортировка опасных грузов представляет собой целый комплекс норм, правил, различных требований, оформления документации, маркировки и т.д. Самым главным препятствием для грузоперевозки такого товара является то, что в России не существует единого документа, регулирующего доставку так называемых ADR грузов. Но зато действует огромное количество правил и инструкций, которые зачастую не соответствуют с международными правилами. Парадоксально, но один и тот же груз может быть, как опасным, так и безопасным. Как правило, это зависит от того, на территорию какой страны осуществляется доставка.
Чтобы детально изучить этот вопрос, давайте разберём термин «Опасные грузы» (ОГ). Итак, к таким грузам относят вещества или изделия, от которых может исходить опасность в связи с их транспортировкой. Что же касается классификации ОГ – то к ним относят продукты не по степени опасности, а по видам опасных веществ, в список которых входят: воспламеняющие, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества, представляющие опасность для жизни людей и окружающей природной среды.
На данный момент, в список опасных грузов по версии ООН входит около 3 500 наименований. Например, по ГОСТу «Грузы опасные. Классификация» известны 9 классов, в то время как Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) предусматривает 13 классов опасности. То есть уже на данном этапе есть существенные различия, из-за чего и происходят трудности при въезде на территорию другой страны.
Почему происходит путаница? Всё дело в юридическом двоевластии. И ГОСТ и ДОПОГ являются действующими документами и имеют юридическую силу на территории РФ. Компании, которые разрабатывают для груза паспорта безопасности, как правило, придерживаются ГОСТа. В то время как сотрудники ДПС ссылаются на положения ДОПОГ. Судебная практика по вопросам перевозок химического груза показывает, что при решении суд опирается на Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Если же юридическое лицо нарушает правила транспортировки, то по КоАП РФ ему грозит штраф в размере от 400 000 до 500 000 рублей. Поэтому перед тем как перевозить опасный груз, советуем погрузиться в изучение законодательной базы.
Какие требования необходимо соблюдать при транспортировке химических грузов? Мы выделили 5 основных этапов:
- Грузоотправитель в обязательном порядке должен обеспечить наличие специальных ёмкостей для перевозки.
- При разгрузке и погрузке товара необходимо соблюдать требования техники безопасности.
- Обеспечить тары модулями необходимой температуры.
- При перевозке опасного груза автотранспортом, цистерны необходимо наполнить полностью.
- Правильно оформить разрешительные документы на перевозимую продукцию.
Как правило, большинство таких перевозок осуществляется автотранспортом. Поэтому наличие свидетельства о разрешении транспортного средства к перевозке является обязательным пунктом. Кроме того, грузоотправитель должен предоставить свидетельство, допускающее водителя к особой категории перевозки.
После того, как компания осуществила грузоперевозку и товар прибыл в пункт назначения, ответственность за груз несёт получатель, поэтому проследите за правильным составлением акта приёмки.